Виды работ с таблицами Зайцева
Пропевание таблиц
В этой игре, также как и в предыдущей, происходит знакомство сразу со всем многообразием родной письменности.
Много радости и пользы приносит пропевание всей таблицы уже с первых занятий любыми попевками. Для совсем малышей – попевка первая. Чуть постарше — уже можно предложить и сразу вторую, а там вскоре и третью. Исполним ее увлеченно и не медленно, это займет не более 2 минут.
Большим успехом пользуются придуманные педагогом рассказы-задания. Например, такой (Л. Струве): предложите детишкам совершить путешествие на поезде. Чтобы не рассеивалось внимание и восполнялась нехватка физического контакта взрослого и детей, предложите всем взяться за Вашу руку по всей ее длине. Вспомните, как начинает путь поезд: сначала медленно, потом все быстрее, а, подъезжая к станции, ход его замедляется (можно помочь себе притопываниями). А теперь левой рукой с указкой показываете и поете склады: У-О-А-Э-Ы-ЫМ; Ю-Ё-Я-Е-И-ИМ (постепенно ускоряя), ЙЮ-ЙО-ЙА-ЙЕ-ЙИ-Й: Где есть сочетания согласных с твердым знаком — не забудем исполнить. Не пропустим и БУМ-БОМ-БАМ-БЭМ-БЫМ-ЫМ и БЮМ-БЁМ-БЯМ-БЕМ-БИМ-ИМ в конце, которые можно прохлопать, протопать, присесть и быстро встать и мн. др. А на складах ...ЖА-ЖЕ-ЖИ-Ж замедляем (остановка), а затем вновь продолжаем путь по глухим складам, начиная с У-О-А-Э-Ы-ЫМ..., ПУФ-ПОФ-ПАФ-ПЭФ-ПЫФ-ЫМ и т. д.
Какую песенку тебе спеть? (все мелодии есть в учебнике в нотах и на кассете). Предложите детям выбрать понравившиеся столбики со складами и, обнимая каждого сзади и поддерживая его руку с указкой под локоток, исполните сами, а, может быть, и вместе с ребенком его, т. е. им выбранную, песенку. Остальные с удовольствием понаблюдают и пока выберут свою любимую. Пройдет совсем немного времени, и они станут развлекаться совершенно самостоятельно.
В эти игры можно играть по-разному: как всей группой, так и индивидуально, а можно устроить концерт. Полезно предлагать стеснительным или заторможенным ребяткам спеть с очень шустрыми всеумейками, а поощрение — похвалу, аплодисменты, фишки, метки и т. п. — подарить всем без оценки.
Письмо слов по таблице
Как Вы думаете, какое слово для детишек самое важное? Нет слаще звуков собственного имени! (Карнеги). Пропишите вместе с ребенком его имя, фамилию.
Если решено писать имя, например Степа, то четко произнесите первый склад: С, только после этого направляете руку ребенка с указкой к столбцу СУ СО СА СЭ СЫ С к букве С. Так же и со складом ТЕ: столбец ТЮ ТЕ ТЯ ТЕ ТИ ТЬ, квадратик ТЕ; ПА: ПУ ПО ПА ПЭ ПЫ П, квадратик ПА. Каждый склад озвучивается, а потом показывается (почти сразу — через 1-2 секунды). После первого написания слова обязательно напишите его второй раз, уже в более быстром темпе. Ребенок пишет почти сам, рука передвигается вместе с вашей в нужном направлении, подключается к работе мышечная память. На следующих занятиях свое имя ребенок напишет уже сам.
Затем, таким же образом, по таблице можно написать имена всех родственников, друзей, зверюшек, любимых игрушек.
Добавьте к этому предложение написать по таблице любимое слово. Это большой труд — выделить из арсенала знакомых слов самое любимое! Зато мы, взрослые, сможем больше узнать о внутреннем мире ребенка.
Когда имена (ребенка, мамы, папы, кота) и несколько любимых слов написаны, предложите малышу следующие игры:
- найти и обвести фломастером нужный склад, слово (для этого упражнения нужно, чтобы таблица была заламинированная, и след от фломастера легко удалялся влажной губкой).
- какое слово спряталось, показывая склады любого слова вразброс, ребенок должен его отгадать.
- предложить малышу по памяти восстановить склады или слова, которые были показаны несколько минут назад.
- абракадабра или смешные слова из произвольно выбранных самим ребенком. складов.
Диктанты по таблице
Вы уже научились легко писать слова и словосочетания по таблицам, пели попевки с использованием знаков. Теперь попробуем написать знакомую фразу не только кубиками, но и по таблицам, нажимая на клеточки стандартных и нестандартных знаков препинания. Вот как будет выглядеть название любимой сказки: "Зб (заглавная буква) Ма-ша (пропуск или пробел между словами) и (пропуск:) ме-д-ве-дь . (точка)" . А вот как будет простукиваться по таблице замечательная загадка: "Кс (красная строка) Бе-з (пропуск) ру-к ,(запятая) бе-з (пропуск) но-г ,(запятая) а (пропуск) у-мы-ва-е-т-ся .(точка) Отгадка — ры-б-ка". Обязательно проговариваем все, что пишем.
Из рук в руки. Каким образом можно играть с детьми? Возьмите руку ребенка в свою и простучите вместе маленькую фразу. После этого предложите ему или любому зрителю прописать самостоятельно то же самое (Кто точнее повторит за нами?). Так постепенно можно увеличивать арсенал знакомых предложений и даже переходить к текстам (сказки и рассказы Толстого, Ушинского, басни Крылова) с малышами, по опыту некоторых педагогов и родителей, с 2-х лет и даже раньше.
Диктант. Когда названия клеточек знаков препинания станут знакомы большинству детей, можно писать уже настоящие диктанты. Это значит, что любой желающий сможет написать текст, который Вы продиктуете орфографически, т. е. так, как пишется, с указанием знаков. В интересных местах можно называть проверочные слова, а детям постарше предложить их придумать: почему коза пишется через о? — потому что кoзы. Но только предложить, а не оценивать! Со временем Вы все реже будете использовать прием орфографической диктовки.
Списывание. Вот Вы уже и доросли до настоящего списывания, т.е. замены графических символов. Теперь можно, как школьникам, взять в одну руку книгу, в другую — указку, и написать текст по таблице. Как надо писать — видно по тексту перед глазами пишущего и зрителей. Желательно иметь в поле зрения текст всем участникам игры (либо на стене, либо в книгах у каждого). Не забудем про поощрение за каждый индивидуальный выход к таблицам. Очень полезно писать по двое: пишущий с непишущим, главное при этом — одинаково похвалить обоих, даже если второй мычал концы слов или просто молча держался за указку. Ему как раз особенно важно получить похвалу авансом, равно как и первому поупражняться в терпении и взаимопонимании.
Сочинение. Если за сочинение принять самостоятельное письменное высказывание, то его также можно писать и по таблицам. Заранее обговариваются ситуации, при которых общение становится только письменным. Любое предложение можно только писать, говорить или высказываться по-другому запрещается. Естественно, что условия должны быть приняты всеми без принуждения.
Другой вариант — это простукивание настоящего письма кому-то, поздравления, сочинения рассказа, сказки и т.д. с прочтением вслух зрителями.